Примерно 10-15 лет назад казалось, что Украина не интересна ААА-брендам в качестве рынка. Совсем. Ситуация изменилась во второй половине десятых годов. Компании-гиганты начали заходить в Украину. Немного: по одному, реже – два-три бренда в год. Медленнее, чем хотелось бы украинскому потребителю. Но из украинских городов можно улететь в Европу бортом самого раскрученного лоукоста в мире – Ryanair, с 2020, чтобы купить мебель Ikea не обязательно заказывать ее в Польше, а в 2021 году в стране появилось официальное представительство Apple.
Что изменилось? Резко и сразу – ничего. Бренды уровня Apple при анализе потенциальных рынков куда больше внимания уделяют медленному и постепенному прогрессу. Украина выросла в рейтинге Doing Business более чем на 30 позиций с 2014 года, при этом рост на несколько пунктов происходил каждый год. А первую волну “корона-кризиса” весной 2020 страна и вовсе перенесла намного увереннее, чем большинство мировых экономик. Чем не повод для осторожного интереса со стороны крупнейших мировых бизнесов?
Они уже тут
Даже когда люди во всем мире сидели по домам, большой бизнес искал новые рынки. Уже после начала пандемии в Украину зашли и начали работать сразу несколько брендов действительно мирового масштаба.
Spotify
Об одном, собирающем полные залы рок-музыканте, газета The Times однажды написала, что он “самый хорошо продающийся певец, о котором никто не слышал”. Со Spotify похожая история. В Украине есть несколько миллионов человек, которые ждали запуска этого сервиса и возможности пользоваться им, не оплачивая дополнительно еще и VPN. Но если вы не меломан, то вполне могли не слышать о Spotify. А между тем сейчас это самый популярный музыкальный стриминг в мире. У него больше подписчиков, чем у Apple Music или Youtube Music. 160 миллионов человек по всему миру используют платную версию сервиса. В Украину Spotify пришел летом 2020. Пока нам доступна только его огромная фонотека, а доступ к каталогу подкастов ждет своего часа. Тем не менее, это – очень хороший знак. Почему? Потому что постсоветское пространство в мире имеет репутацию пиратской гавани, и компании, продающие обычным пользователям лицензионный контент, сюда не спешат. Если Спотифай закрепится на украинском рынке, это станет хорошим аргументом и для других медиа-сервисов (например, для его конкурента Tidal или для Disney+).
Ikea
Икею ждали в Украине еще с начала века. Дождались только в 2020. Про дорогу шведской компании на украинский рынок можно было бы снять сериал, столько всего случилось за те 15 лет, что длилась эта история. И земельные аферы, и коррупционные скандалы. Работу в Украине Ikea начала в формате интернет-магазина. Как говорят в компании, пришлось менять планы из-за пандемии. Первый оффлайн магазин Икеа открылся в Киеве зимой 2021. Пока шведы работают у нас в основном через Интернет – с адресной доставкой и собственными пунктами выдачи. Обещают открыть магазины в областных центрах. Когда? Когда придет время.
Apple
Техно-гигант из Купертино открыл свое представительство в Украине весной 2021. Теперь Apple сама будет ввозить технику, коммуницировать через нанятых в Украине юристов с недобросовестными продавцами и внедрять разного рода партнерские программы. Собственную сеть розничных магазинов – Apple Store – компания у нас в ближайшие годы запускать не планирует. Так что снижения цен и распродаж наподобие американских в Black Friday ждать не стоит. Зато почти наверняка вырастет уровень сервиса (Эппл уже проводит тренинги для персонала в магазинах-партнерах), новинки будут быстрее оказываться на прилавках с рекомендованным ценником (а не с безумной наценкой, как сейчас). Гарантийное обслуживание также должно стать прозрачнее и надежнее. Терпеть “левые” китайские детали в своих авторизованных сервис-центрах, “яблочники” не станут.
Amazon
Приход этого бренда в Украине остался, кажется, особо не замеченным. Между тем, в госреестрах с лета 2021 значится юрлицо одного из подразделений компании Amazon. Увы, но развивать e-commerce компания у нас пока не планирует. Подразделение, о котором идет речь, занимается AWS – сервисом облачных хранилищ. Вот их-то продвижением и планирует заниматься Amazon в Украине в ближайшие годы.
А эти – еще даже не выехали
Но есть и компании, которые ждут в Украине чуть ли не с самого провозглашения независимости. Ждут, но пока так и не дождались.
Starbucks
Легендарная сеть кофеен в Украину заходить не спешит. Причины представители компании предпочитают не озвучивать. Дело может быть и в недостатке уважения к авторским правам: в 2013 в Украине уже открылся Strabucks… не имеющий никакого отношения к американскому бренду, кроме украденного названия. В компании могут считать украинский рынок малоперспективным – цены на кофе у Старбакс высокие, а в Украине и официальные доходы у населения не блещут, и собственных кофеен с хорошим (даже по европейским меркам) кофе – немало. Так что пока, чтобы попробовать Старбакс, придется покупать молотый кофе этой марки. Его теперь совершенно официально продает в Украине Nestle.
PayPal
Сервис, отсутствие которого – головная боль для многих представителей малого бизнеса. Увы, но созданная Илоном Маском платежная система в Украину так полноценно и не зашла. Вы можете создать paypal-кошелек, пополнить его и даже перевести деньги другому пользователю. А вот снять оттуда средства не получится. Это сильно затрудняет торговлю на Ebay или Etsy, равно как и розничную продажу собственной продукции на экспорт. Почему PayPal не спешит в Украину – вопрос открытый. Популярна версия о прямом противодействии НБУ. Или, как минимум, о неготовности руководства НацБанка менять слишком жесткие, с точки зрения PayPal, правила работы финансовых компаний в сторону либерализации. Как бы то ни было, на украинский рынок уже успешно вышел другой платежный сервис – Payoneer, и вполне возможно, что сейчас для PayPal заходить к нам уже поздновато.
Tesla
Украинцам нравятся электромобили Tesla. Несмотря на высокую цену и сложности с покупкой за рубежом, это самые популярные электрокары в стране. Сейчас по украинским дорогам ездит уже больше 4 тысяч автомобилей “от Маска”. Для сравнения – в Польше, Чехии и странах Балтии их меньше. Суммарно. Тем не менее, официально Tesla в Украине не продаются. Желающим приходится покупать новые автомобили в Польше или восстановленные после ДТП в США. И пока что изменений на этом фронте не намечается. В 2019 в Tesla объявили о выходе на рынок Восточной Европы, но Украина в число стран, где будет продаваться Model 3, не попала. Тут нужно отметить, что руководство Tesla – последовательные противники работы с дилерскими сетями, их бизнес-модель предполагает продажу напрямую от производителя водителю. Так что речи о том, что украинские авто-ритейлеры не смогли договориться, увы, не идет. Зато в Тесла планируют построить в Украине не то 2, не то 3 суперчарджера – станций сверхбыстрой зарядки электрокаров. Если это произойдет, то как знать: может, и официальное представительство откроют.
Перспективы украинского рынка
Какой будет следующая глава украинской истории бизнеса, сейчас не знает никто. Тому есть и политические, и экономические причины, да и в целом мы – довольно небольшой, не очень сильный рынок. Но каждый большой бренд, пришедший в Украину и успешно в ней закрепившийся, влияет на деловой климат в лучшую сторону. А значит, повышает шансы, что за ним придут другие бизнесы, большие и не очень: конкурировать, создавать рабочие места и делать нашу жизнь лучше.
Посмотрите какие провайдеры работают по вашему адресу
Поки що немає нічого ;(