STADIA от Google - Ваша игровая приставка в облаке

В конце 2020 года произошло знаковое для индустрии развлечений событие. Суммарная выручка производителей видеоигр по итогам года оказалась больше, чем у киноиндустрии и спортивного контента вместе взятых. Безусловно, огромная доля “вины” лежит на пандемии коронавируса. Кинотеатры стояли закрытыми большую часть года по всему миру, соревнования отменялись или проходили без зрителей. Тем не менее, на стороне видеоигр выступила не только череда локдаунов. Люди любят играть, и компьютерные игры позволяют совместить интересную историю с интерактивными элементами. Плюс, у большинства из нас в кармане лежит телефон, по мощности превосходящий ПК начала XXl века. Мобильные игры обеспечивают игровой индустрии львиную долю ее растущих доходов. Это немного парадоксальная ситуация: лицо гейминга — ААА-проекты, вроде Red Dead Redemption 2 или Cyberpunk 2077, на их создание уходят миллионы долларов и годы усилий лучших специалистов. А играет в них довольно незначительный процент клиентов рынка — владельцы консолей или мощных ПК. Прохождение этих игр на Youtube или Twitch смотрит едва ли не больше народа, чем играет. Нетрудно догадаться, что ответ на вопрос “как сделать дорогие игры более массовыми” ищут большинство техно-гигантов. Слишком уж привлекательна эта часть рынка, да и лавры тех, кто решил проблему — мощный стимул для поиска.

Поговорим о том, что смогла предложить геймерам одна из компаний “Большой Четверки” — Google. 

Игра с облаками

В марте 2019 на сцену проходившей в Сан-Франциско Конференции разработчиков игр поднялся генеральный директор Google Сундар Пичаи. Свою речь он начал с заявления о том, что Гугл серьезно задолжал геймерам: для многих разработчиков увлечение в школе компьютерными играми стало первым шагом на пути к изучению программирования и цифровых наук. Теперь же, по словам Пичаи, пришла пора отдать долг. Корпорация объявила о запуске нового сервиса, с помощью которого требовательные игры должны были стать доступны пользователям обычных рабочих ПК, смартфонов на Андроид и приставок Хромкаст. Назвали новый сервис Google Stadia. 

 

Работает это так. Пользователь Stadia (у всех, кто подписан на Ютьюб-Премиум, аккаунт есть автоматически) может выбрать любую игру из каталога сервиса, оплатить ее стоимость и начать играть. Устанавливать ничего не нужно, так как запускается игра не на устройстве клиента, а на “железе” в одном из дата-центров корпорации. Там же хранятся “сейвы”. По сути, классический стриминговый сервис. Авторы идеи посчитали, что с тем количеством дата-центров, которые Google развернула по всему миру за прошедшие годы, задержки должны быть минимальными. А значит, можно предложить уже известную пользователям идею “достаточно хорошего соединения”, но на более высоком уровне исполнения. 

Первоначально, Stadia была доступна только на ПК, Хромкаст и смартфонах линейки Pixel. Список поддерживаемых устройств расширялся в течение всего 2020 года. В него добавились теле-приставки от NVidia и Xiaomi, смартфоны OnePlus и Самсунг, а незадолго до наступления 2021 появилась возможность играть на IOS-устройствах. Смартфоны, которые в официальном списке не значатся, можно использовать, активировав в приложении Stadia экспериментальный режим. Стоит все это удовольствие или совсем ничего (но игры нужно оплачивать “по полной” — в среднем выходит по 50$ за игру), или 10$ в месяц за Премиум. Выбрав его, вы получите возможность запускать игры в разрешении 4К, доступ к некоторому количеству бесплатных игр и скидки на приобретение остальных позиций в каталоге. В 2019 для доступа к сервису нужно было заказывать особый комплект приблизительно за 150$. В него входили Chromecast Ultra и специально разработанный для Stadia геймпад. Если подключить его к вашей локальной сети по Wi-Fi, контроллер напрямую свяжется с облаком Stadia, что, по утверждению разработчиков, снижает задержки связи (“лаги”). Чтобы играть в Stadia сегодня, подходит любой контроллер с usb-интерфейсом. 

 

Сыграть можно в одну из приблизительно 200 игр. Среди них как минимум несколько громких названий с революционной графикой и геймплеем. Кроме RDR2 и Cyberpunk, в каталоге есть отличные файтинги (Mortal Kombat Xl), шутеры (Metro: Exodus), приключения (вся серия Assassin's Creed) и инди-хиты вроде Disco: Elysium. Плюс еще две сотни игр на любой вкус. А вот эксклюзивных игр относительно мало — меньше десятка.

Тучи среди облаков

Мощнейшая сеть серверов, проверенная технология, каталог с хитами… Несмотря на все это, успешным сервис не назовешь. До момента запуска Stadia вызывал нешуточный интерес, но дальше спрос только падал. Дошло до того, что Google начали дарить те самые геймпады всем подписчикам Youtube-Premium. Увы, не помогло и это. Во-первых, против сервиса сыграла сама идея. Игры — не музыка и даже не кино, за единицу времени они передают и получают в разы большее количество данных. Stadia требует стабильного соединения со скоростью не менее 15 мб/с для базовой версии, которая дает возможность играть в Full HD. Это, по сути, ограничивает область применения сервиса домашним интернетом. Что еще хуже, если соединение прервалось, сервер хранит игровую сессию только 5 минут. А дальше — добро пожаловать к последнему сохранению. Наконец, несмотря на продвинутый геймпад и громкие заявления разработчиков об “отрицательных задержках”, на деле скорость отклика ниже, чем у ПК или приставки. В некоторых играх, требующих молниеносной реакции, это равняется провалу. 

 

Во-вторых, самих игр в каталоге Stadia слишком мало. Это хорошие игры, но в PSN или Steam их значительно больше. 

 

В-третьих,  сервис пока доступен в 22 странах. Это США, Канада и два десятка европейских государств. Украины среди них нет, что обидно. А вот то, что в списке нет ни Китая, ни Японии — действительно серьезный удар по потенциальному успеху сервиса.

 

В-четвертых, игры собственной разработки, эксклюзивно доступные на платформе, отсутствуют. Внутреннюю студию, о создании которой с помпой объявили одновременно с анонсом Stadia, закрыли в феврале 2021. Руководство Гугл оказалось не готово к хаосу творческого процесса, из которого рождаются игры. А ведь эксклюзивы обычно и становятся поводом оформить подписку на сервис или приобрести дорогое оборудование вроде PS5.

А что конкуренты?

Они не дремлют. Готовится к запуску Amazon Luna. Обещают вместо базовой и премиальной подписки на каталоги отдельных студий вроде Ubisoft. Есть сервис Microsoft xCloud. Он дороже, но лучше оптимизирован и менее требователен к ширине канала. Есть Steam Link для тех, кто хочет играть на планшете или телеприставке в игры, запущенные на ПК. 

Перспективы сервиса

Будущее Google Stadia не назовешь безоблачным. Анонс сервиса сулил многое, но на практике не взлетело далеко не все. Какие-то фишки и вовсе остались только в обещаниях. А как заманчиво выглядела интеграция с гугл-ассистентом... Впрочем, сервис вряд ли ожидает окончательное закрытие. Пользователей оказалось недостаточно для успеха, но их количество все равно исчисляется сотнями тысяч. Это люди, заплатившие за игры живые деньги, и выключить Stadia — значит ударить по собственной репутации. У Гугл, похоже, два пути: оставить свой игровой стриминг в состоянии “поддерживаем, но не развиваем” или рискнуть и полностью переосмыслить Stadia. Привлечь визионеров и дать им настоящую творческую свободу. Хочется надеяться, что в “Корпорации Добра” решатся пойти именно этим путем. 

Зато у облачного гейминга как такового перспективы куда лучше. Рано или поздно какой-нибудь сервис, позволяющий сыграть в Ведьмака на Айпаде, выстрелит. Но это случится, когда Интернет станет еще чуть быстрее и доступнее. 

Посмотрите какие провайдеры работают по вашему адресу